Новый логотип ФК «Спартак-Москва»
«Спартак-Москва» является самым титулованным клубом в истории российского футбола. Для многих людей как внутри страны, так и за ее пределами, именно «Спартак» — главный спортивный бренд России, часть культурного кода нации. Такая роль накладывает серьезную ответственность, включая детальное внимание к визуальному стилю.
2022 — год столетия «Спартака». К столетию клуб запланировал масштабный ребрендинг, который воплотила студия Quberten, с уважением к традициям и вековой истории команды.
Эмблема «Спартака», однажды созданная Николаем Старостиным, без преувеличения всемирно известна. Поменялось направление линии внутри, а однажды даже цвет, но ромб оставался ромбом. И несмотря на то, что базовый смысл названия команды содержит мощную революционную отсылку, обновление логотипа следовало путем эволюции.
Мы живём в эпоху глобальной цифровизации. Сегодня критически важно, чтобы эмблема отвечала требованиям современного мира: хорошо работала на физических носителях и читалась даже на самых маленьких экранах, а также была технологичной и простой в производстве. Новый, но вечный ромбик «Спартака» абсолютно такой. Андрей Горбунов, автор и арт-директор проекта
Клуб проделал важную работу в 2013 году, когда представил обновление логотипа и первый в истории команды брендбук. Однако с тех пор спортивный дизайн полностью перешел в цифровую реальность. В нынешней работе удалось не просто подвергнуть эмблему деликатному упрощению, но и сделать построение более логичным, включая такие тонкие настройки, как угол сторон ромба и расположение звезд над ним.
Логотип — нулевая точка, из которой берет начало развитие айдентики. Чтобы проследить эволюцию эмблемы, была проделана внимательная работа с архивными фото и, впервые в истории клуба, подготовлена хронология логотипов, начиная с 1930-х. Все они взяты с реальных игровых форм.
Эволюция логотипа
В новой версии засечка на литере «С» и динамика рисунка мяча, которая соответствует диагонали знака, уравновешивают всю конструкцию. Звезды стали крупнее, расстояние между ними и углы подчинены общей геометрии. Эта стабилизация и отсутствие повторяющихся обводок вокруг элементов позволяют избежать эффекта муара, так логотип выглядит увереннее и читается даже в микромасштабе. По просьбе клуба мяч графически «растворился» в полосе, теперь он смотрится менее акцентно, чем на вариантах 1998 и 2013 годов.
Сверхмалый масштаб подразумевает, что эмблему легко можно узнать в иконке на экране мобильного телефона, лежащего на столе, в надписи сувенирного киоска в отдалении и на обратной стороне полиграфического буклета. Болельщики чаще всего взаимодействуют с логотипом либо с большого расстояния, ведь футбол — игра на стадионах, либо с исключительного малого расстояния — в картинке профиля на экране смартфона и ТВ-трансляциях.
Фирменный акцидентный шрифт FCSM Antiqua
Студия разработала для клуба эксклюзивный акцидентный шрифт. После того, как были заданы пластика и темп, к сборке гарнитуры привлекли профильного специалиста Ивана Гладких (студия TypeType). Практика создания собственных шрифтов — тренд в мировых спортивных организациях. Для отечественного футбола это по-прежнему редкость, выглядит логичным, что и здесь команда прокладывает путь последователям.
Созданный в тесном сотрудничестве двух студий шрифт FCSM Antiqua (вместе с более нейтральным FCSM Sans без засечек) открывает перед «Спартаком» новые горизонты визуального пространства. Он разработан на основе литеры «С» из логотипа, как квинтэссенции клубной истории. Шрифт является полноценным: помимо латиницы и кириллицы, прописных и строчных литер, он содержит также римские цифры, специальные символы и диакритические знаки. Таким образом клуб сможет использовать возможности мощного инструмента на сто процентов.
Они обширны: шрифт адаптируется к нужной среде и имеет разные начертания. Так «Спартак» говорит на разных языках — от винтажного стиля для старшего поколения болельщиков, до современного рубленного — для молодых поклонников. Шрифт узнаваемый, и подчеркивает статус поистине народной команды, ярче всего отражая ключевую идею спартаковского мира.