«Спартак» — 100. Стиль и брендбук
18 апреля 1922 года МКС (Московский кружок спорта), являвшийся предшественником «Спартака», провел свой первый матч. Сегодня, спустя 100 лет, московский «Спартак» является самым титулованным и популярным клубом в России.
Вековая история, великие футболисты и множество болельщиков по всему свету — то, что отличает от других и делает «Спартак» воистину «народной командой». Перед студией Quberten стояла задача сохранить идентичность клуба и создать вокруг нее стильный современный образ в год столетия.
Платформа бренда
Глобальный проект подразумевает под собой серьезную работу, поэтому создание нового облика «Спартака» началось задолго до логотипа. Коллеги из агентства Graphit by Leo Burnett Group разработали платформу бренда, а студия Quberten оформила ее в виде понятного визуального языка.
Прежде чем разрабатывать фирменный стиль, нужно было понять, какой месседж клуб хочет донести до своих болельщиков? Ведь «Спартак» — это и есть люди, которые его поддерживают всегда и везде. Для кого-то «Спартак» даже гораздо больше чем просто клуб, — это жизнь.
Пирамида «Здесь каждый важен» станет столпом новой коммуникационной стратегии. Она, как и многие другие правила, войдут в первый полномасштабный брендбук ФК «Спартак-Москва».
Знак столетия
Современные юбилейные логотипы в футболе перестают быть статичными; они становятся вариативно-событийными, могут подстраиваться под различные нужды клуба. Именно такой подход и использовался в этом проекте, поэтому пак айдентики столетия очень гибкий: компонентный знак для всех случаев, знак бесконечности, трансформирующийся в цифру 100, и множество других субэлементов.
Эмблема с кожаным мячом — одна из подверсий в широком наборе знаков. За основу был взят мяч Tiento c Чемпионата Мира 1930 года в Уругвае. Именно он царствовал на полях в 30-е года прошлого века, когда Николай Старостин утверждал первый логотип «Спартака».
Известный рисунок мяча Tiento повсеместно встречается в мировом футболе, а в частности в клубах, которые хотят подчеркнуть глубокую историю. Аутентичные мячи используются в АПЛ и Примере, теперь ретро-мяч появится и в РПЛ.
Существенная и при этом не самая привычная для современных болельщиков деталь — направление диагоналей. Такое решение отсылает к «историческому» ромбу конца 30-х и начала 40-х годов.
Субэлементы и фреймы
Новый фирменный стиль «Спартака» построен на смешении разных элементов, например, шрифта и набора фреймов (в виде мечей, шлемов, щитов). Сочетая компоненты между собой, можно создавать различные композиции, что позволит клубу расширить возможности брендинга.
В основе айдентики заложены два направления: эпоха Авангарда (20-е года) и эстетика Древнего Рима. Их пересечение — характерный для авангарда дух фотографий с резким светом, падающим сверху, и необычные ракурсы, позы.
При построении кейвижуалов были использованы абстрактные композиции 20-х годов, которые отсылают к образу древнеримских статуй, а также жесткий свет из фотостиля — они и формируют агрессивный и узнаваемый стиль.
Узоры и графика
Все элементы — шрифты, узоры, кейвижуалы, — отлично сочетаются между собой, создавая еще большее разнообразие композиций для любых носителей, начиная от печатных и диджитальных и заканчивая атрибутикой.
Одной из подобных композиций стал паттерн, состоящий из отсылок к 8 знаменитым и важным противостояниям «Спартака». Узор — проверка на «истинного болельщика», в нем зашифрована форма клуба и результат каждого ключевого поединка за последние три десятилетия.
Носители
Запоминающаяся графика «Спартака» появится и на физических носителях. Брендинг проникает в малейшие детали стиля, поэтому субэлементы фирменной айдентики появятся и на бирках, и даже на вешалках в клубном магазине.
Такое глубокое погружение необходимо для создания полноценного образа вокруг серии мерча. Активные динамичные принты подчеркивают временной период основания клуба и лягут в основу специальной юбилейной коллекции.